FacebookPinterestGoogle+

Реклама

Система развития ребенка Монтессори: «ребёнок-другой»

Воспитание самостоятельности, развитие чувств и мелкой моторики, уникальность каждого ребенка – основа системы развития Монтессори. Взрослые здесь лишь помогают обрести знания и раскрыть способности.

Итак, ребёнок – «другой»,  потому что он не анализирует жизнь, как взрослый, воспринимает ее «целиком». К тому же дети живут в своем более медленном ритме, наслаждаются моментом, не строят планы, как взрослые.

Дети учатся на основе своих действий, через свои чувства, подражание взрослым. Ребенку важна независимость, он хочет сам совершать действия.

Система развития Монтессори

Автор методики, Мария Монтессори выделила в развитии ребёнка особые периоды, когда он познаёт жизнь наиболее восприимчиво. Наивысшая точка наблюдается – в 2-2,5 года. В это время жизнь ребёнка начинает подчиняться особому ритму, он всё ставит на свои места. Эту фазу в развитии ребенка можно заметить, например, в ситуации, когда ребенок делает замечание, что кто-то сел не на свое место за столом. Этот внешний порядок постепенно становится внутренним.

Принципиально важна территория свободы. Образование детей в этой системе главным не являлось. Индивидуальность обучения виделась в создании подготовленной среды, где материал выбирает не педагог, а сам ребенок. То есть, свобода выбора. Игры и материалы для ребенка в данном случае являются ключом к постижению мира. Ребенок свободен – он может ходить в классе, между полками с материалом, сидеть  на диване, выходить в  коридор или в соседний класс. Но эта  не значит, что царит беспорядок. Это значит, что ребенок сам во всем разбирается при помощи педагога.

Система развития Монтессори

Популярны и детские сады Монтессори. В Минске тоже есть центры и группы в детских сада, в которых работают по такой системе. Здесь день начинается со свободной работы. Дети выбирают, чем они хотят заниматься. Воспитатель встречает ребят, каждому протягивает руку для приветствия, а затем наблюдает за тем, что каждый из них выбирает. Если ребёнок выбрал какие-то карточки или игру и не знает, как работать, педагог даёт алгоритм действия.

В системе Монтессори есть такое понятие как «круг». Каждый круг имеет свой контекст. Многие круги связаны с обсуждением событий, происходящих в жизни детей дома и в детском саду. На других педагог рассказывает сказки. Обсуждают на таких кругах и детские проблемы, например, поход к стоматологу. Ведущим здесь выступает педагог. Ребенок высказывается, пытается объяснить, что его волнует. Круг длится 15 минут, но атмосфера доброжелательного отношения закладывается надолго.

Система развития Монтессори

Есть мнение, что если ребенок привык к свободе, которую дает демократичная система Монтессори, то в дальнейшем при обучении в обычных садах и школах у него может возникнуть проблема с дисциплиной.

Система развития Монтессори